Вопросы и ответы

Вопрос

Ответ

Когда состоится ЕГЭ по русскому языку в 2020 г.?

Согласно последним данным, экзамен по русскому языку состоится 11 июня (https://lenta.ru/news/2020/04/06/egeege/). Следите за новостями.

Сколько времени длится ЕГЭ по русскому языку?

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Как правильно распределить время, чтобы успеть выполнить все задания на экзамене?

Опыт показывает, что необходимо оставлять не меньше часа для того, чтобы написать сочинение (задание 27), еще потребуется 20–30 минут на перенос ответов на чистый бланк. Кроме этого, следует оставить в запасе не меньше 5–10 минут, чтобы проверить готовую работу, посмотреть, нет ли ошибок и описок. Таким образом, на выполнение первой части работы (задания 1–26) следует отвести не более полутора часов.

Можно ли на экзамене использовать вспомогательные материалы, например, словари?

На ЕГЭ по русскому языку нельзя брать с собой ничего, кроме паспорта и черной гелевой ручки (допускается взять с собой воду и шоколад).

В аудитории запрещены любые средства связи (мобильные телефоны, планшеты, умные часы, микронаушники и другие устройства с доступом в сеть). За нарушение этого правила (даже если экзаменуемый не успел ничем воспользоваться) работа автоматически аннулируется, и пересдать ЕГЭ можно будет только в следующем учебном году. Вы знаете, что экзамен по русскому обязателен для выпускников, это означает, что при любой попытке списать или пронести с собой средство связи учащийся не получит аттестат об окончании школы и не сможет поступать в вуз в этом году.

Поэтому призываем вас быть благоразумными!

Если вы сомневаетесь в написании какого-либо словарного слова, подумайте, каким словом-синонимом, в написании которого вы уверены, можно его заменить.

Можно ли набрать проходной балл, если не писать сочинение?

Минимальное количество баллов ЕГЭ по русскому языку, необходимое для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и специалитета, – 36 баллов.

Некоторые вузы устанавливают минимальное количество баллов, необходимое для поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета. Например, в ТПУ – это 56 баллов (http://abiturient.tpu.ru/files/2019/pravila/min-bally19-20-2019-10-01.pdf).

Сочинение поможет вам увеличить количество баллов за экзамен и, соответственно, повысить шансы на поступление в вуз.

Как оцениваются задания ЕГЭ?

Приведем выдержку из «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ 2020 года по русскому языку» (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory).

За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 8, 16 и 26) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение задания 8 может быть выставлено от 0 до 5 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или ее отсутствие.

Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

За выполнение задания 16 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне

ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

За выполнение задания 26 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена одна ошибка; 2 балла: допущено две ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или ее отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Максимальное количество баллов, которое может получить

экзаменуемый, правильно выполнивший задание части 1, –34, части 2, – 24. Таким образом, максимальный первичный балл за выполнение заданий – 58.

Как первичные баллы становятся тестовыми?

Первичные баллы – это баллы за выполнение заданий до перевода в 100-балльную шкалу (например, по русскому языку за задание 1 можно набрать 1 первичный балл, за задание 8 – 5 первичных баллов). Первичный балл определяется суммированием баллов, полученных за выполнение каждого задания экзаменационной работы. Первичные баллы переводятся в тестовые баллы. Тестовые баллы – это конечные баллы после перевода в 100-балльную шкалу, с которыми абитуриенты поступают в вуз. Максимальный тестовый балл по русскому языку – 100.

В интернете есть много ресурсов, где можно посмотреть перевод первичных баллов в тестовые, например: https://4ege.ru/novosti-ege/4023-shkala-perevoda-ballov-ege.html.

Как подсчитывается количество слов в сочинении?

Объем сочинения – не менее 150 слов.

При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, все-таки – одно слово, все же – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, М.Ю. Лермонтов – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, 5 лет – одно слово, пять лет – два слова).

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объемом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырех видов (К7–К10) уменьшается.

Как правильно выделить проблему в тексте?

Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор. Внимательно прочитайте текст и выделите в нем ключевые слова и понятия. Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова.

Если в тексте есть вопросы, подумайте, какие проблемы в них заключаются.

Если в тексте несколько проблем, следует сосредоточиться на той, которая находится в центре внимания автора.

Если в списке проблем, который будет дан эксперту, не будет моей проблемы, что это значит?

 

Это не значит, что проблему не засчитают. Список с проблемами, которые дают эксперту, – это примерный перечень. Одна и та же проблема может формулироваться по-разному. Главное, чтобы проблема действительно была в тексте.

Чем пересказ отличается от комментария?

Пересказ – это то, что делает герой текста, а комментарий – это то, что делает автор. В основе комментария – поднятая автором проблема.

Комментарий показывает умение выпускника понять, почему автор писал именно об этом, и доказать, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте.

Какой материал можно использовать в качестве комментария?

В качестве комментария можно использовать разный материал. Главное – опора на исходный текст. Это могут быть примеры, которые приводит автор в своем тексте; размышления автора, связанные с проблемой; цитаты, описания, истории, точки зрения, которые приводит автор; слова и выражения, важные для понимания проблемы; и т.п.

При комментировании не стоит переписывать целые фрагменты из текста или пересказывать весь текст либо фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать частичное цитирование (слова, словосочетания). Не забывайте правильно оформлять прямую и косвенную речь.

Что такое пояснение примера-иллюстрации?

При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера. Важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему. Пояснение примера-иллюстрации может быть обозначено разными способами: объяснение слов автора, раскрытие их смысла, рассказ о том, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, анализ лексических оценочных средств выразительности с добавлением эмоциональной составляющей.

Что такое смысловая связь между примерами-иллюстрациями?

Смысловая связь – это логические отношения между двумя примерами-иллюстрациями, которые используются в комментарии.

Виды смысловой связи между предложениями:

  • причинно-следственные отношения (поэтому, отсюда следует, в результате этого, значит, следовательно, вследствие этого, в связи с этим, потому что, из-за того что…);
  • противительная связь (антитеза, контраст: «было – стало»; но, однако, зато);
  • сопоставительные отношения (так же, как; таким же образом; аналогично);
  • дополнение и уточнение информации (информация + дополнение = полная информация: также, кроме того, более того);
  • иллюстрация, выделение частного случая (информация 1 поясняется другой информацией: например, так, именно, другими словами, иначе говоря);
  • обобщение предыдущей информации (таким образом, итак, следовательно);
  • другая связь.