Вопрос |
Ответ |
Когда состоится ЕГЭ по русскому языку в 2020 г.? |
Согласно последним данным, экзамен по русскому языку состоится 11 июня (https://lenta.ru/news/2020/04/06/egeege/). Следите за новостями. |
Сколько времени длится ЕГЭ по русскому языку? |
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут). |
Как правильно распределить время, чтобы успеть выполнить все задания на экзамене? |
Опыт показывает, что необходимо оставлять не меньше часа для того, чтобы написать сочинение (задание 27), еще потребуется 20–30 минут на перенос ответов на чистый бланк. Кроме этого, следует оставить в запасе не меньше 5–10 минут, чтобы проверить готовую работу, посмотреть, нет ли ошибок и описок. Таким образом, на выполнение первой части работы (задания 1–26) следует отвести не более полутора часов. |
Можно ли на экзамене использовать вспомогательные материалы, например, словари? |
На ЕГЭ по русскому языку нельзя брать с собой ничего, кроме паспорта и черной гелевой ручки (допускается взять с собой воду и шоколад). В аудитории запрещены любые средства связи (мобильные телефоны, планшеты, умные часы, микронаушники и другие устройства с доступом в сеть). За нарушение этого правила (даже если экзаменуемый не успел ничем воспользоваться) работа автоматически аннулируется, и пересдать ЕГЭ можно будет только в следующем учебном году. Вы знаете, что экзамен по русскому обязателен для выпускников, это означает, что при любой попытке списать или пронести с собой средство связи учащийся не получит аттестат об окончании школы и не сможет поступать в вуз в этом году. Поэтому призываем вас быть благоразумными! Если вы сомневаетесь в написании какого-либо словарного слова, подумайте, каким словом-синонимом, в написании которого вы уверены, можно его заменить. |
Можно ли набрать проходной балл, если не писать сочинение? |
Минимальное количество баллов ЕГЭ по русскому языку, необходимое для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и специалитета, – 36 баллов. Некоторые вузы устанавливают минимальное количество баллов, необходимое для поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета. Например, в ТПУ – это 56 баллов (http://abiturient.tpu.ru/files/2019/pravila/min-bally19-20-2019-10-01.pdf). Сочинение поможет вам увеличить количество баллов за экзамен и, соответственно, повысить шансы на поступление в вуз. |
Как оцениваются задания ЕГЭ? |
Приведем выдержку из «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ 2020 года по русскому языку» (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory). За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 8, 16 и 26) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение задания 8 может быть выставлено от 0 до 5 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или ее отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение. За выполнение задания 16 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения. За выполнение задания 26 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена одна ошибка; 2 балла: допущено две ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или ее отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание части 1, –34, части 2, – 24. Таким образом, максимальный первичный балл за выполнение заданий – 58. |
Как первичные баллы становятся тестовыми? |
Первичные баллы – это баллы за выполнение заданий до перевода в 100-балльную шкалу (например, по русскому языку за задание 1 можно набрать 1 первичный балл, за задание 8 – 5 первичных баллов). Первичный балл определяется суммированием баллов, полученных за выполнение каждого задания экзаменационной работы. Первичные баллы переводятся в тестовые баллы. Тестовые баллы – это конечные баллы после перевода в 100-балльную шкалу, с которыми абитуриенты поступают в вуз. Максимальный тестовый балл по русскому языку – 100. В интернете есть много ресурсов, где можно посмотреть перевод первичных баллов в тестовые, например: https://4ege.ru/novosti-ege/4023-shkala-perevoda-ballov-ege.html. |
Как подсчитывается количество слов в сочинении? |
Объем сочинения – не менее 150 слов. При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, все-таки – одно слово, все же – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, М.Ю. Лермонтов – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, 5 лет – одно слово, пять лет – два слова). Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объемом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырех видов (К7–К10) уменьшается. |
Как правильно выделить проблему в тексте? |
Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор. Внимательно прочитайте текст и выделите в нем ключевые слова и понятия. Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова. Если в тексте есть вопросы, подумайте, какие проблемы в них заключаются. Если в тексте несколько проблем, следует сосредоточиться на той, которая находится в центре внимания автора. |
Если в списке проблем, который будет дан эксперту, не будет моей проблемы, что это значит?
|
Это не значит, что проблему не засчитают. Список с проблемами, которые дают эксперту, – это примерный перечень. Одна и та же проблема может формулироваться по-разному. Главное, чтобы проблема действительно была в тексте. |
Чем пересказ отличается от комментария? |
Пересказ – это то, что делает герой текста, а комментарий – это то, что делает автор. В основе комментария – поднятая автором проблема. Комментарий показывает умение выпускника понять, почему автор писал именно об этом, и доказать, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте. |
Какой материал можно использовать в качестве комментария? |
В качестве комментария можно использовать разный материал. Главное – опора на исходный текст. Это могут быть примеры, которые приводит автор в своем тексте; размышления автора, связанные с проблемой; цитаты, описания, истории, точки зрения, которые приводит автор; слова и выражения, важные для понимания проблемы; и т.п. При комментировании не стоит переписывать целые фрагменты из текста или пересказывать весь текст либо фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать частичное цитирование (слова, словосочетания). Не забывайте правильно оформлять прямую и косвенную речь. |
Что такое пояснение примера-иллюстрации? |
При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера. Важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему. Пояснение примера-иллюстрации может быть обозначено разными способами: объяснение слов автора, раскрытие их смысла, рассказ о том, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, анализ лексических оценочных средств выразительности с добавлением эмоциональной составляющей. |
Что такое смысловая связь между примерами-иллюстрациями? |
Смысловая связь – это логические отношения между двумя примерами-иллюстрациями, которые используются в комментарии. Виды смысловой связи между предложениями:
|