Уильям Фолкнер
«Достоевский не просто сильно повлиял на меня, я получаю огромное удовольствие, перечитывая его, и я по-прежнему перечитываю его примерно каждый год. Его мастерство, проникновение в человеческую душу, способность к состраданию делает его писателем, к которому хотели бы приблизиться многие, если бы могли. Он был одним из тех, кому поистине удалось сказать: “Я был в этом мире”».
Сёхай Оока
«...Человечество, познавшее Освенцим, уже совсем не то человечество, что было до Освенцима. Можно также сказать, что человек до чтения Достоевского отличается от человека, прочитавшего его».
Томас Манн
«Достоевский за четыре десятилетия литературного труда создал поэтический мир невиданной новизны и смелости, населённый бесчисленными персонажами, мир, в котором бушуют грандиозные страсти и который не только велик преступными порывами мысли и сердца, раздвигающими границы наших знаний о человеке, но и клокочет вызывающим озорством, фантастическим комизмом и весёлостью духа. Ибо, помимо прочего, этот распятый страстотерпец был и удивительным юмористом».
Пётр Чайковский
«Читаю “Карамазовых” и жажду поскорей кончить. Достоевский гениальный, но антипатичный писатель. Чем больше читаю, тем больше он тяготит меня».
Альберт Эйнштейн
«Достоевский даёт мне больше, чем любой учёный. Он вызывает у меня этический порыв такой непреодолимой силы, какой возникает от истинного произведения искусства».
Курт Воннегут
«...абсолютно всё, что нужно знать о жизни, есть в книге “Братья Карамазовы” писателя Достоевского».
Валентин Распутин
«Достоевский стоит не в ряду самых великих имён мировой литературы, впереди или позади кого-то, а над ними, выше их. Это писатель другого горизонта, где ему нет равных. Были и есть таланты блестящие, яркие, сильные, смелые, мудрые и добрые, но не было и нет (и не будет, на мой взгляд) явления в литературе более глубокого, более центрового, необходимого, более человеконаправленного и вечного, чем Достоевский. Человеческая мысль дошла в нём, кажется, до предела и заглянула в мир запредельный... Похоже, что кто-то остановил руку великого писателя и не дал ему закончить последний роман, встревожившись его огромной провидческой силой. Это было больше того, что позволено человеку; благодаря Достоевскому человек в миру и без того узнал о себе слишком многое, к чему он, судя по всему, не был готов».
Владимир Набоков
«Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойдённого юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустошами литературных банальностей».
Антуан де Сент-Экзюпери
«В пятнадцать лет я напал на Достоевского, и это было для меня истинным откровением: я сразу почувствовал, что прикоснулся к чему-то огромному, и бросился читать всё, что он написал, книгу за книгой, как до того читал Бальзака».
Габриэль Гарсия Маркес
«Достоевским я зачитывался, даже в очень плохих переводах. Позднее я прочитал его по-французски, на французский его переводили русские, их переводы были гораздо лучше испанских».
Харуки Муруками
«Моя цель – “Братья Карамазовы”. Написать что-то подобное – вот пик, вершина. “Карамазовых” я прочёл в возрасте 14-15 лет и с тех пор перечитывал четыре раза. Каждый раз это было прекрасно. В моём представлении это идеальное произведение».
Андре Жид
«Наряду с именами Ибсена и Ницше следует называть не имя Толстого, а Достоевского, столь же великого, как он, может быть, наиболее значительного из трёх».
Эрнест Хемингуэй
«У Достоевского есть вещи, которым веришь и которым не веришь, но есть и такие правдивые, что, читая их, чувствуешь, как меняешься сам, – слабость и безумие, порок и святость, одержимость азарта становились реальностью, как становились реальностью пейзажи и дороги Тургенева и передвижение войск, театр военных действий, офицеры, солдаты и сражения у Толстого».
Ромен Роллан
«”Преступлением и наказанием” я был очарован. Я готов был поставить этот роман в один ряд с “Войной и миром”. Я предпочитаю Толстого, потому что его искусство и художественный темперамент, характер его мышления и его видения ближе мне самому и моему идеалу. Но оба они равно велики».
Владимир Соловьев
«По роду своей деятельности, принадлежа к художникам-романистам и уступая некоторым из них в том или ином отношении, Достоевский имеет перед ними всеми то главное преимущество, что видит не только вокруг себя, но и далеко впереди себя».
Иосиф Бродский
«Конечно же, Достоевский был неутомимым защитником Добра, то бишь Христианства. Но если вдуматься, не было и у Зла адвоката более изощрённого».
Николай Бердяев
«Через всю жизнь свою Достоевский пронёс исключительное чувство Христа, какую-то исступлённую любовь к лику Христа».
Франц Кафка
«Благодаря мудрой жестокости жизнь Достоевского становится произведением искусства, его биография – трагедией. И в чудесной символике его художественные произведения повторяют характерные черты его собственной судьбы. Тут есть таинственные совпадения, мистические сцепления, удивительные отражения, которые нельзя ни понять, ни объяснить».
Е.Н. Опочинин
«Наружность незначительная: немного сутуловат, волосы и борода рыжеваты, лицо худое, с выдавшимися скулами; на правой щеке бородавка. Глаза угрюмые, временами мелькает в них подозрительность и недоверчивость, но большею частью видна какая-то дума и будто печаль».
Е.А. Штакеншнейдер
«Удивительный то был человек. Утешающий одних и раздражающий других. Все алчущие и жаждущие правды стремились за этой правдой к нему; за малыми исключениями, почти все собратия его по литературе его не любили».
Н.Н. Страхов
«Он часто говорил с своим собеседником вполголоса, почти шёпотом, пока что-нибудь его особенно не возбуждало; тогда он воодушевлялся и круто возвышал голос».
С.В. Ковалевская
«Как все нервные люди, он испытывал досадливую конфузливость, когда попадал в незнакомое общество, и чем глупее, несимпатичнее ему, ничтожнее это общество, тем острее конфузливость. Возбуждаемую этим чувством досаду он, видимо, желал сорвать на ком-нибудь».
Л.Х. Симонова-Хохрякова
«До такой степени он был доверчивым человеком, что к нему можно было прямо прийти и сказать: “Фёдор Михайлович, я вас ценю и уважаю потому-то и потому-то”. Он непременно дружески протянет руку и ответит: “Спасибо! и я люблю вас, потому что уж если вы пришли и сказали это мне так просто и чистосердечно, то, стало быть, вы человек добрый и прямодушный”».
А.Е. Ризенкампф
«Фёдор Михайлович принадлежал к тем личностям, около которых живётся всем хорошо, но которые сами постоянно нуждаются. Его обкрадывали немилосердно. Но при своей доверчивости и доброте, он не хотел вникать в дело и обличать прислугу и её приживалок, пользовавшихся его беспечностью».
А.Е. Врангель
«Что меня всегда поражало в Достоевском, – это его полнейшее в то время [в 1850-е годы] безразличие к картинам природы – они не трогали, не волновали его. Он весь был поглощён изучением человека, со всеми его достоинствами, слабостями и страстями. Всё остальное было для него второстепенным».
Н.Н. Страхов
«Фёдор Михайлович всегда откладывал свой труд до крайнего срока, до последней возможности; он принимался за работу только тогда, когда оставалось уже в обрез столько времени, сколько сделать её, делая усердно».
М.А. Александров
«Я знаю, в какую тоску, в какое почти отчаяние приводили его иногда отсутствие денежных средств, забота о завтрашнем дне, о нуждах семьи. Он почти всю жизнь не выходил из денежных затруднений, никогда не мог отдохнуть, успокоиться. Всё это тяжело отзывалось на его произведениях, и почти ни одним из них он не был доволен. Он работал всегда торопясь, часто не успевал даже прочитать им написанного… Он заранее продавал свой роман, который ожидали с нетерпением. Редакция то и дело понуждала его высылать скорее рукопись. Эти понуждения раздражали. Он волновался, спешил, посылал начало и потом, торопясь продолжением, почти забывал это начало»
В.С. Соловьев
«Я не знаю, легко ли писал Фёдор Михайлович свои романы и большие повести, но знаю, что статьи для «Дневника писателя» писались им с большою натугою и вообще стоили Фёдору Михайловичу больших трудов».
Л.Ф. Достоевская
«Отец всегда носил хорошо сшитые костюмы; даже тогда, когда он был беден, он одевался у лучшего портного города. Он тщательно ухаживал за своей одеждой, всегда сам её чистил и владел секретом долго сохранять её новой».
Л.Ф. Достоевская
«Если у Достоевского были деньги, он покупал у Балле, в лучшей кондитерской Петербурга, коробку конфет или выбирал виноград и груши в лучшем гастрономическом магазине города. Он всегда покупал самое лучшее и ненавидел случайные или дешёвые покупки».
А.Г. Достоевская
«Скажу, кстати, что муж всегда был чрезвычайно доволен, когда видел меня в красивом платье или красивой шляпе. Его мечта была видеть меня нарядной, и это его радовало гораздо более, чем меня. Наши денежные дела всегда были неважны, и нельзя было думать о нарядах. Но зато как бывал счастлив и доволен мой дорогой муж, когда ему случалось, и даже иногда против моего желания, купить или привезти мне из-за границы какую-нибудь красивую вещь».
Н. Фон-Фохт
«Ф. М. Достоевский очень любил музыку, он почти всегда что-нибудь напевал про себя, и это лучше всего обозначало хорошее настроение его духа… Он превыше всего ставил музыку Моцарта и Бетховена, а из русских композиторов очень любил произведения Глинки и Серова, в особенности оперу последнего “Рогнеда”».
Е.А. Штакеншнейдер
«Надо сказать, что насчёт чаю Достоевский был так капризен, что сама Анна Григорьевна не могла на него угодить и отступилась наконец от делания для него чая: дома он всегда наливал его себе сам».
Л.Ф. Достоевская
«Отец очень любил сладости; он всегда хранил в ящике книжного шкафа коробки с винными ягодами, финиками, орехами, изюмом и фруктовой пастилой, какую делают в России. Достоевский охотно ел их днём, а иногда и ночью».
Л.Ф. Достоевская
«Отец добросовестно исполнял религиозные обязанности, постился, дважды в день ходил в церковь и откладывал все литературные дела. Он любил также наши чудные богослужения Страстной недели, особенно пасхальную службу с её излучающими радость песнопениями».
В.В. Тимофеева
«…Я всегда вспоминаю один рассказ, который мне довелось случайно услышать от почтенной старушки, вдовы священника, часто встречавшей Ф. М. Достоевского в Знаменской церкви. Вот её подлинные слова: “Он всегда к заутрене или к ранней обедне в эту церковь ходил. Раньше всех, бывало, придёт и всех позже уйдёт. И станет всегда в уголок, у самых дверей, за правой колонкой, чтобы не на виду. И всегда на коленках и со слезами молился… Мы все знали, что это – Фёдор Михайлович Достоевский, только делали вид, что не знаем и не замечаем его. Не любил, когда его замечали. Сейчас отворотится и уйдёт”».
Название |
Описание |
Страна |
Год |
фильм Григория Рошаля и Веры Строевой по мотивам повестей Достоевского «Неточка Незванова» и «Белые ночи» |
СССР |
1934 |
|
фильм Лукино Висконти |
Италия |
1957 |
|
фильм Ивана Пырьева |
СССР |
1959 |
|
фильм Робера Брессона по мотивам повести Достоевского «Белые ночи» |
Франция |
1971 |
|
фильм Леонида Квинихидзе |
Россия |
1992 |
|
фильм Санджея Лила Бхансалиа по мотивам повести Достоевского «Белые ночи» |
Индия |
2007 |
|
фильм Анджея Вайды |
Франция |
1988 |
|
фильм Игоря и Дмитрия Таланкиных |
Россия |
1992 |
|
фильм Феликса Шультесса |
Россия |
2006 |
|
фильм Ричарда Брукса |
США |
1958 |
|
фильм Ивана Пырьева, Михаила Ульянова и Кирилла Лаврова |
СССР |
1969 |
|
фильм-свободная фантазия по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» Рениты Григорьевой |
СССР |
1990 |
|
фильм Юрия Мороза |
Россия |
2008 |
|
фильм Петра Зеленки |
Чехия, Польша |
2008 |
|
фильм Пьера Бийона по мотивам повести «Вечный муж» |
Франция |
1946 |
|
фильм Евгения Марковского |
Россия |
1990 |
|
фильм Ричарда Айоади, вольная интерпретация одноимённого произведения |
Великобритания |
2013 |
|
фильм Константина Воинова |
СССР |
1966 |
|
фильм Луи Дакена |
Франция |
||
фильм Леона Климовски (исп.) |
Аргентина |
||
фильм Роберта Сиодмака |
США |
||
фильм Клода Отан-Лары |
Франция, Италия |
||
фильм Франсуа Гира |
Франция |
1962 |
|
фильм Карела Рейша |
США |
||
фильм Мака Каролы (венг.) |
Венгрия |
||
фильм Себастиана Биньека (нем.) |
Германия |
||
фильм Петра Чардынина |
Россия |
1910 |
|
фильм Жоржа Лампена |
Франция |
1946 |
|
фильм Акиры Куросавы |
Япония |
1951 |
|
фильм Ивана Пырьева |
СССР |
1958 |
|
телесериал Алана Бриджеса |
Великобритания |
1966 |
|
фильм Анджея Жулавского |
Франция |
1985 |
|
фильм-интерпретация Романа Качанова |
Россия |
2001 |
|
телесериал Владимира Бортко |
Россия |
2003 |
|
рисованный мультипликационный фильм Михаила Титова |
Украина |
1991 |
|
фильм Александра Борисова |
СССР |
1960 |
|
фильм-интерпретация Робера Брессона |
Франция |
1969 |
|
фильм Автандила Варсимашвили |
Россия |
1992 |
|
фильм Сергея Лозницы |
Украина |
2017 |
|
фильм Василия Фёдорова |
СССР |
1931 |
|
фильм Бернардо Бертолуччи |
Италия |
1968 |
|
фильм Евгения Ташкова |
СССР |
1983 |
|
фильм Роберта Вине |
Германия |
1923 |
|
фильм Пьера Шеналя |
Франция |
1935 |
|
фильм Джозефа фон Штернберга |
США |
1935 |
|
фильм Хампе Хаустмана |
Швеция |
1945 |
|
фильм-интерпретация Альфреда Зейслера |
США |
1946 |
|
фильм Фернандо Де Фуэнтеса |
Мексика |
1951 |
|
фильм Жоржа Лампена |
Франция |
1956 |
|
Преступление и наказание по-американски / Crime and Punishment U.S.A. |
фильм-интерпретация Дениса Сэндерса |
США |
1959 |
Карманник / Pickpocket |
фильм Робера Брессона |
Франция |
1960 |
фильм Льва Кулиджанова |
СССР |
1969 |
|
фильм Аки Каурисмяки |
Финляндия |
1983 |
|
телесериал Дмитрия Светозарова |
Россия |
2007 |
|
мультфильм Александра Петрова |
Россия |
1992 |
|
фильм-комедия Александра Алова и Владимира Наумова |
СССР |
1966 |
|
фильм Андрея Эшпая |
СССР, Швейцария |
1990 |
|
фильм Виталия Мельникова |
СССР |
1984 |